Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
25.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся

Дурягина Н.Н., Соколова Д.В.

№9 (29), 2015

Дурягина Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся // Вопросы территориального развития. 2015. № 9 (29). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1649

Данная статья посвящена изучению особенностей участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах как формы развития одаренности. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также значимость конкурсно-олимпиадного движения в образовательном процессе. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «одаренность», качественные признаки выявления наличия одаренности у обучающегося. Изучены особенности участия школьников в конкурсах и олимпиадах как своеобразного вида развития, формирования и реализации творческой одаренности. Особое внимание в статье уделено описанию опыта организации конкурсно-олимпиадной деятельности обучающихся Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (г. Вологда). На протяжении 12 лет работы школьного факультатива НОЦ особый акцент сделан на предоставлении обучающимся возможности проявления способностей к изучению профильного предмета через презентацию результатов участия в конкурсах и олимпиадах, как городского, так и регионального, всероссийского и международного уровней. Основной целью организации конкурсно-олимпиадной деятельности в центре является выявление обучающихся, склонных к изучению экономики на профильном уровне, а также развитие их способностей путем вовлечения в активную познавательную, научно-исследовательскую и творческую деятельность. Для достижения данной цели в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН разработана специальная система, основным элементом которой является усиление подготовки в рамках занятий по олимпиадной экономике и элективного курса «Основы исследовательской деятельности», а также организация участия обучающихся первоначально в конкурсах и олимпиадах, проводимых на базе НОЦ, затем – во внешних мероприятиях. В статье проведен анализ деятельности НОЦ ИСЭРТ РАН по организации участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах, выявлены существующие проблемы, предложены пути их решения. В целом можно сделать вывод, что работа центра по данному направлению способствует углублению знаний обучающихся, развитию их творческих способностей и личностному развитию и носит продуктивный характер, что подтверждается высокими показателями конкурсно-олимпиадной деятельности обучающихся НОЦ на протяжении всего периода его существования

Ключевые слова

научно-образовательный центр исэрт ран, одарённые дети, одаренность, конкурсы и олимпиады для школьников

Полная версия статьи