Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
25.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Экономика территории"

Регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации – неотъемлемая часть бюджетного менеджмента

Аветисян И.А.

№1 (41), 2018

Аветисян И.А. Регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации – неотъемлемая часть бюджетного менеджмента // Вопросы территориального развития. 2018. № 1 (41). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.41.3

DOI: 10.15838/tdi.2018.2.41.3

Статья посвящена исследованию весьма актуальных и наиболее сложных вопросов по регулированию межбюджетных отношений в современной России и определению его места в бюджетном менеджменте. На основе раскрытия правовой и социально-экономической сущности межбюджетных отношений в Российской Федерации показывается, что их регулирование занимает самостоятельное место в иерархической системе бюджетного менеджмента, являясь одновременно его неотъемлемой частью. На основании исследования исторического аспекта формирования системы регулирования межбюджетных отношений в РФ обосновывается необходимость происходящих принципиальных изменений указанной системы на разных исторических этапах существования новейшей России с целью приведения ее в соответствие с решаемыми задачами конкретного времени развития страны. Доказывается, что главная практическая роль регулирования межбюджетных отношений заключается в обеспечении сбалансированности доходов и расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ и этим предопределено его важное и самостоятельной место в общей системе бюджетного менеджмента. По этому поводу в статье приводится общепринятая схема вертикального и горизонтального регулирования межбюджетных отношений РФ с соответствующей характеристикой их сущностных признаков и роли в достижении сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Заслуживает особого внимания также рассмотрение вопросов регулирования межбюджетных отношений в тесной взаимосвязи с бюджетным федерализмом, т. к. оно является важным финансовым инструментом для реализации его принципов на практике. С помощью разъяснения сущности бюджетного федерализма и его разных моделей в мировой практике характеризуются специфические особенности модели российского бюджетного федерализма. Подробно показывается действующий порядок регулирования межбюджетных отношений между федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ (региональными бюджетами), соответственно между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами с помощью соответствующих правовых норм, механизмов, методов и способов одновременно подчеркиваются не до конца решенные задачи и проблемы социально-экономического и правового характера в вышеуказанных подсистемах регулирования межбюджетных отношений в РФ. Доказывается, что в силу конкретных внутренних и внешних причин сегодня в России вопреки соблюдению принципов бюджетного федерализма сложилась чрезмерная централизация межбюджетных отношений в пользу федерального бюджета РФ. Весьма высока финансовая зависимость регионов от федерального центра. Вследствие этого бюджетная система РФ, в частности федеральный бюджет РФ, функционирует как бюджет не федеративного, а унитарного государства. В связи с этим подчеркивается, что любые самые совершенные правовые нормы, механизмы и методы регулирования межбюджетных отношений в РФ, как неотъемлемой части бюджетного менеджмента, не могут решить проблему обеспечения достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ и создания реального бюджетного федерализма в нашей стране. Автор считает, что первоосновой рационализации межбюджетных отношений и создания реального бюджетного федерализма в РФ является устойчивое развитие экономики всех территорий страны и увеличение их собственного налогооблагаемого потенциала. Это означает, что России предстоит пройти трудный путь к созданию реального бюджетного федерализма. Но это необходимо, т. к. от успешного решения данной проблемы во многом зависит сохранение целостности российского государства

Полная версия статьи