Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
25.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Экскурсионная деятельность: педагогический аспект

Сухарева Л.М.

№5 (35), 2016

Сухарева Л.М. Экскурсионная деятельность: педагогический аспект // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2043

Статья посвящена описанию экскурсионной деятельности с точки зрения развития педагогических компетенций. Обоснована актуальность данной формы и значимость системной организации экскурсий в процессе образования и развития обучающихся, становления профессионала. Раскрыты особенности организации и проведения экскурсий как одной из наиболее эффективных форм воспитательной системы образовательного учреждения. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «экскурсия», изложены ее цель и задачи, схематично представлена пошаговая методика организации и проведения экскурсий. Автор прослеживает взаимосвязь влияния экскурсионной деятельности не только на развитие обучающихся, но и на формирование педагогических компетенций учителя, таких как общепедагогическая, предметная, управленческая, профессионально-коммуникативная, рефлексивная. Далее представлен опыт Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, созданного на базе Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, в организации экскурсионной деятельности. Научно-образовательный центр осуществляет дополнительное образование обучающихся в сфере экономики. В рамках данной деятельности реализуется система экскурсий на ведущие предприятия и организации г. Вологды. Система экскурсий направлена на расширение и углубление знаний обучающихся об особенностях социально-экономического развития региона, анализ полученных теоретических знаний. Изложена сущность организации экскурсионной деятельности для обучающихся 5–11 классов научно-образовательного центра. Приведены существующие теоретические подходы к определению понятия «профессиональная компетентность», представлена классификация педагогических компетенций. Представлены способы влияния экскурсий на компетенции педагога. Сделан вывод о том, что необходимо развивать и совершенствовать систему работы с преподавателями научно-образовательного центра по формированию их профессиональной компетенции. Опыт организации экскурсионной деятельности в научно-образовательном центре могут использовать сотрудники образовательных и научных учреждений

Ключевые слова

научно-образовательный центр, качество преподавания, экскурсии, профессиональная компетентность, внеучебная деятельность

Полная версия статьи