Экономические кризисы являются неизбежным и закономерным явлением рыночного развития. Кризис 2014–2015 гг. в России был обусловлен как внутренними структурными проблемами в экономике, так и внешними причинами, прежде всего санкциями Запада и падением мировых цен на нефть. Кризисные процессы не могли не затронуть российские регионы, в числе которых оказалась и Вологодская область. В условиях кризиса негативную динамику демонстрировали все основные макроэкономические индикаторы и показатели уровня и качества жизни населения региона. Кризисные явления в экономике оказывают значимое воздействие на потребление домохозяйств, существенно ограничивая свободу потребительского выбора, заставляя людей оптимизировать бюджет, изменять потребительскую активность, практики, привычки и стили потребления в ответ на снижение потребительских возможностей. Целью исследования, представленного в статье, стал анализ тенденций потребительского поведения населения региона и особенностей его адаптации к условиям кризисных процессов в экономике. Изучение тенденций, складывающихся в сфере материального потребления жителей региона, было проведено на основе данных Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, а также мониторинга общественного мнения Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Для анализа факторов, влияющих на изменение потребительского поведение населения, использовался множественный регресионный анализ в программной среде R-studio. Проведенные исследования показали, что в 2014–2015 гг. в сфере потребления отмечались негативные тенденции. Ухудшение оценок потребления товаров и услуг было обусловлено снижением темпов роста доходов населения и увеличением инфляционных процессов. Адаптация потребительского поведения населения Вологодской области к кризисным условиям 2014–2015 гг. проходила по трем направлениям: увеличение доли расходов на питание в структуре потребительских расходов, снижение количества (объема) потребления товаров и услуг, ухудшение качества приобретаемых товаров. Данные адаптационные механизмы жителей Вологодской области к кризисным условиям 2014–2015 гг. демонстрировали серьезные трансформации потребительского поведения населения, которые в длительной перспективе могут привести к нарушению воспроизводства человеческого потенциала
Ключевые слова
экономический кризис, мониторинг общественного мнения, потребительское поведение, стратегии адаптации, уровень и качество потребления